Если вы думали, что детектив может быть направлен только на поиск злодея, то вы ошибались: есть другие варианты – кулинарное чтиво с едой в главной роли. История происхождения продуктов порой имеет такой закрученный сюжет, что сама Агата Кристи могла бы позавидовать. Объект расследования
Первой кулинарной школы Oede – картофель.
История
Первоначальное место обитания, то есть, родина дикого собрата находилась в Южной Америке, где-то на территории современной Боливии. Культурным это растение стало благодаря индейцам еще 7-9 тысяч лет назад. Так что «бульбашами» правильнее всего было бы назвать индейцев, для которых картофель был одним из основных продуктов. Но называли они этот крахмалистый корнеплод «папа» или «папас» и он был далек и по вкусу, и по цвету от современного собрата. Это было что-то маленькое и горькое, требующее долгой подготовки, прежде чем быть пригодным в пищу. Драники индейцы точно не жарили.
Испания
Европа впервые узнала, что такое картофель в начале XVII века, после открытия Америки и благодаря вездесущим испанцам, которые отметили, что даже для них этот корнеплод может быть «лакомым». Они не мудрили с именем новой культуры и до сих пор величают его как индейцы – «папа». Постепенно картофель распространился по Европе и в каждой стране этот овощ обрел свое название.
Представьте на минутку, что вы в первый раз видите картофель. Он маленький, непонятный, землянистого цвета. Первая ассоциация – трюфель, если вы – итальянец, отсюда название – тартуффолли. Для англичанина – логическая связь с бататом, французы просто окрестили «земляным яблоком» (pommedeterre). Немцы же по достоинству оценили картофель и ему дали название, соединив два слова «крафт» и «тойфел», что значило «плод дьявольской силы». Кстати упоминание этого демонического существа в контексте картофеля было и у русских, которые по незнанию употребляли в пищу верхние плоды, естественно, травились и клеймили крахмалистый овощ обидным прозвищем «чертово яблоко». Но об этом позже, курьезных историй с новым продуктом из Америки было немало.
Эволюция картофеля
Англия
Перенесемся в Англию, куда предприимчивые англичане завезли картофель, скорее всего, независимо от испанцев. Узнав про новинку, адмирал Вальтер Релей решил выращивать этот корнеплод у себя в саду и, когда появились первые побеги, поспешил пригласить к себе гостей, чтобы похвастаться достижениями. Диковинный овощ был подан к столу с разными приправами и оливковым маслом, но всех собравшихся поверг в ужас вкус блюда. В ярости адмирал сжег все посадки картофеля. Возможно, если бы господин Релей дождался урожая и сварил картофель, то гости просто бы съели и остались довольны, а так, даже спустя столетия мы помним, как адмирал перепутал вершки с корешками.
Германия
Прусский король Фридрих Вильгельм I в XVII веке издал указ о разведении картофеля и, чтобы население не пыталось уклониться от новой культуры, послал драгун, которые заставляли крестьян сажать этот корнеплод. Есть версия, что за отказ могли отрезать даже уши. Вот, оказывается, откуда немецкая исполнительность! Впоследствии немцы оценили новую культуру, которая благодаря своей «плодовитости» спасала их от голода.
Памятник картофелю в Германии
Франция
Долгое время французы картофель не принимали, считали ядовитым и, по большому счету, просто не умели готовить. Чтобы заставить свободолюбивых французов выращивать «земляное яблоко» нужно было принять какое-либо неординарное решение, и оно появилось в лице военного фармацевта-химика Антуана Пармантье, который успел побывать в плену у немцев, изучить картофель и его ценные свойства. Он, хорошо зная некоторые пикантные черты характера соотечественников, обратился к королю Людовику XVI с просьбой выделить ему часть земли под Парижем для возделывания картофеля и вооруженную охрану. Это был хитроумный маркетинговый ход, как сказали бы сейчас. На весь Париж было объявлено, что под страхом строго наказания и даже казни никто не смеет прикоснуться к ценному растению. Но картофель под охраной был только в дневное время, а с приходом темноты, стража спокойно удалялась в казармы. Любопытство французов было более сильным, чем страх наказания и они стали понемногу воровать «ценную культуру» и высаживать у себя на огородах.
Именно на этот эффект и делал ставку хитрый аптекарь. Так, картофель плотно обосновал теперь еще и французские земли. Позже благодарные французы поставили памятник Пармантье и назвали его именем картофельный салат.
Что до Беларуси и России, то там дела обстояли иначе. Но об этом в следующий раз. Расследование продолжается…